Будет полезно




Картины художников в Беларуси стоят от тысячи долларов, и цена может достигать 14 тысяч. Но это довольно скромная сумма в сравнении со стоимостью работ всемирно известных мастеров на аукционах. Три белорусских художника и три искусствоведа объяснили TUT.BY, из чего складывается стоимость их работ и почему они стоят так дорого (или, наоборот, даже дешевле, чем следовало бы).
Алеся Скоробогатая: «Пчелиный поцелуй» за 14 тысяч долларов
По опыту художницы, цена картины определяется комплексом критериев:
- остротой и гармонией, современностью образного решения,
- неповторимой индивидуальностью, оригинальностью авторской манеры,
- качеством исполнения замысла,
- известностью автора,
- успехом на выставках и конкурсах, публикациями в каталогах, прессе,
- ценой и качеством использованных материалов.
Картины художницы по выставленным ею ценам приобрели в свой фонд Национальный художественный музей, Музей современного искусства в Беларуси. Ее работы также хранятся в частных и музейных коллекциях Беларуси, России, Германии, Польши, Франции, Вьетнама, США, а диптих «Ночь» и «День» (дипломная работа Алеси Скоробогатой. — Прим. TUT.BY) находится в посольстве Республики Беларусь в Азербайджане. Сегодня современных художников картины можно найти на нашем сайте, участвуя в аукционе.
Картина «Пчелиный поцелуй» стоит 14 тысяч долларов. И ее стоимость определяется большим размером холста (100 на 140 сантиметров), дорогостоящими, высококачественными материалами, приобретенными в Беларуси и за рубежом, затратами на приобретение деревянного багета, выполненного по индивидуальному заказу.
— Эта работа уникальна и является моей интеллектуальной собственностью. И она была высоко оценена известными критиками. Репродукция картины была напечатана в каталоге выставки «Осенний салон с Белгазпромбанком» и в многочисленных СМИ, — резюмирует Алеся Скоробогатая.
Михаил Гулин: «Несанкционированное применение цвета» за 6,5 тысячи долларов
«Несанкционированное применение цвета» — это полиптих, 4 работы 100 на 120 сантиметров. Написано два варианта этой работы: один был продан за 6,5 тысячи долларов, второй за 6 тысяч евро.
— Цена на работу, как и имя художника, — это результат общественного договора между художником, галеристом и критиком. В моем случае первым лицом в этом общественном договоре стали кафедра монументально-декоративного искусства и Академия искусств, давшая мне диплом. Дальше в копилке признания — Союз художников, выставка в Музее современного искусства, публикации в СМИ. Хотя из Союза я потом вышел.
Вторым пунктом этого общественного договора значится галерея. Михаил Гулин уже около десяти лет сотрудничает с арт-директором Анной Чистосердовой и директором галереи Валентиной Киселевой. Сначала было сотрудничество с галереей «Подземка», а теперь Михаил Гулин — художник галереи современного искусства «Ў».
— Во многих странах существуют четкие коэффициенты, по которым можно легко высчитать стоимость работы, системы рейтингов и аукционы. У нас же любой архитектор или дизайнер запросто может продать свой школьный этюд в разы дороже, чем известный художник. Просто потому, что имеет непосредственный выход на заказчика. А покупателю часто лень разобраться, какое же искусство ему нужно.
Художник объясняет, что есть два способа продажи работ: дешево, но много и дорого, но мало. «А если поставить слишком высокую цену, будет просто мало», — комментирует Михаил Гулин.
Иван Семилетов: тысяча долларов за картину метр на метр
— На данный момент мои картины стоят именно столько, за сколько их реально продать в Беларуси. Средняя цена 800 — 1000 долларов за холст метр на метр. Если я поставлю ценник больше, не смогу продать, а ставить цену меньше — нет смысла.
Художник объясняет, что в цену входит стоимость красок, подрамников, аренда мастерской, затраты на организацию выставок, печать буклетов и каталогов. Сюда же входит и стоимость обучения мастерству живописи, которое весьма сложно посчитать.
— Обучение в двух художественных школах и 5 лет в Академии искусств. На Западе достаточно окончить курсы за несколько месяцев — и ты уже художник. У нас учатся около 15 лет. Поэтому у нас очень сильная школа академического рисунка и живописи, что очень ценно. Если рассматривать с этой позиции каждого белорусского художника, то наши картины должны стоить в десятки, если не сотни раз больше.
«Межвременье». На данный момент заявленная стоимость работы 19 млн 200 тыс. руб. Фото с сайта bel-art.by
— Сейчас на компьютере можно за три минуты сделать картину и распечатать. Поэтому ценные идеи и находки физически очень сложно отыскать под тоннами произведенного мусора. Но время все расставит по местам и определит, что какую ценность имеет. Что сейчас ценно, а что нет, определяют искусствоведы.
Марк Ротко: «Оранжевый, красный, желтый» за 86,8 млн долларов
Формирование цены на самое дорогое полотно, проданное с аукциона, объясняет кандидат искусствоведения, доцент кафедры БМХК УО «БГУКИ» Светлана Смульская.
В 2012 году картина Ротко была продана за 86,8 миллиона долларов и стала самым дорогим послевоенным полотном, проданным с аукциона. Келли Кроу в Wall Street Journal отметил тогда, что палитра картины приковывает взгляд так же, как закат. И деликатно добавил, что согласно мнению аукционных специалистов, коллекционеры всегда платят больше за полотна в красных и золотых тонах, чем в серых.
Светлана Смульская отмечает, что цены за полотна бывают и выше, но на закрытых торгах. Там за 140 млн долларов купили картину Джексона Поллока. Ротко же даже на фоне своих современников — особенный художник: «Сам он при жизни сделал немало для того, чтобы реже выставляться и продавать картины. Так вышло, что именно Марк Ротко был не готов к прижизненному успеху художника Марка Ротко».
Искусствовед поясняет, что Ротко не был амбициозным человеком и возражал против того, чтобы его причисляли к абстракционистам. А от изображения он отказался для того, чтобы акцентировать темы своих работ — человеческие чувства. Он стремился к «простому выражению сложной мысли», именно такому, чтобы зритель не просто понял, какой эмоции посвящено произведение, а почувствовал ее.
— Конечно, до конца понять, что представляют из себя эти полотна, можно лишь физически находясь перед ними. Но неоднократно были и продолжают повторяться факты, когда люди плакали, глядя на его полотна. Простые с виду картины Ротко действительно способны пробуждать эмоции.
Светлана Смульская отмечает также, что в случае с произведениями искусства существует такое понятие, как уникальные продажные качества. Привычнее это называть индивидуальным стилем художника или даже брендом. Именно благодаря «однообразным цветовым полям» Ротко его невозможно спутать с другими художниками.
Ценность картине придает и то, что до 2012 года она принадлежала одному из ведущих коллекционеров американского искусства второй половины ХХ века Дэвиду Пинкусу. Само это имя для арт-рынка — знак высокого качества. Репутация коллекционера настолько высока, что по умолчанию если Пинкус когда-то вложил деньги в какую-то картину, значит, ее стоит купить.
Были и совершенно объективные предпосылки для того, чтобы полотно ушло по рекордной цене. К 2012 году Ротко стал легендарной личностью, про которую шла пьеса на Бродвее — «Красный». И картины Ротко до этого продавались очень хорошо: самая примечательная продажа — 72,8 млн долларов в 2007 за полотно «Белый центр» на Sotheby’s.
Светлана Смульская объяснила, что арт-рынок и жизнь аукционных домов сильно изменились за последнее время. История домов Christies и Sotheby’s, которые держат приблизительно 70% современного арт-рынка, насчитывает не одно столетие. Но до конца 50-х картины еще живущих художников не продавались публично. Поэтому о сделках по продажам полотен Пикассо не писали на первых страницах газет, и не многие знали, какие суммы за них выкладываются.
Но сегодня аукционные торги широко обсуждаются в СМИ. Это позволяет верить в то, что искусство — это востребованный товар, который можно выгодно перепродавать. Светлана не отрицает, что существуют коллекционеры, которые покупают произведения из любви к искусству. Но очень много людей стремится просто разнообразить таким образом свой инвестиционный портфель.
— Просто вспомните, что в последние годы происходит с ценами на нефть, с евро и российским рублем. Согласитесь, на этом фоне вложить деньги в произведение, стоимость которого с годами будет только расти, идея вовсе не романтическая.
На стоимость картин влияет и то, что с каждым годом на рынке остается все меньше старой живописи, и современные коллекционеры все чаще вкладывают деньги в произведения, созданные в ХХ веке. Сотрудничество с ныне живущими художниками рискованно, так как через десять лет о нем могут забыть, и вложенные деньги не окупятся.
— А вот послевоенное искусство в целом и творчество Марка Ротко в частности — идеальное вложение. Это картины, которые уже вошли в историю искусства, но еще есть на рынке, поскольку не все из них заняли свои места в музеях и частных коллекциях. Более того, тех же самых полотен Ротко с каждым годом на рынке будет становиться только меньше, и поэтому они будут только дороже и дороже. И после рекордной продажи в 2012 году каждая работа Ротко по умолчанию стала стоить дороже.
Казимир Малевич: «Супрематизм. 18-я конструкция» за 32,8 млн долларов
"Супрематизм. 18-я конструкция"., 1915 год. Иллюстрация: kazimirmalevich.ru
«Супрематизм. 18-я конструкция», 1915 год. Иллюстрация: kazimirmalevich.ru
В 2015 году полотно было продано аукционным домом Sotheby’s за 32,8 млн долларов. Оценочная стоимость произведения составляла 20−30 млн фунтов (30−46 млн долларов).
Тогда Sotheby’s анонсировал: «Идеальный пример революционной абстракции одного из самых значимых в мире художников ХХ века», «Одна из самых значимых картин Казимира Малевича из всех, что когда-либо появлялись на аукционных торгах», и далее следовало: «Супрематизм, 18-я конструкция — кульминация торжества критиков в ретроспективе в Лондонском Тэйт — впервые выставлена на аукцион». Этого слогана достаточно, чтобы акцентировать внимание самых требовательных коллекционеров на одном лоте, — объясняет искусствовед, куратор и владелица галереи-квартирника «Мастацкi маёнтак» Ольга Клип. По ее словам, аукцион объявил картину хедлайнером вечера.
Летом 2015 года исполнилось 100 лет супрематизму, 100 лет с момента создания «Черного квадрата» Казимиром Малевичем и столько же «18-й конструкции». Работа была создана автором на пике творчества, когда он сделал величайшее открытие в своей жизни (и не менее значимое в истории искусства), теперь известное как супрематизм. С того времени работа появилась на аукционе впервые. До этого она находилась у наследников художника, но регулярно появлялась на выставках в музеях мира. Впервые она была показана в Москве в 1915 году, а европейский зритель увидел ее в 1927 году. В последние годы работа находилась в экспозиции Тейт Модерн в Лондоне.
В течение последних 25 лет только три значимые работы Малевича появлялись на аукционных торгах. Лидером оказалась продажа 2008 года «Супрематической композиции» 1916 года, которая ушла за 60 млн долларов. Специалисты мирового арт-рынка считают, что коллекционерам не скоро представится возможность приобрести супрематического Малевича в собственность, так как этих работ почти не осталось в свободном обороте.
— «Супрематизм. 18-я конструкция» показательна для творчества Малевича, в котором он уходит от всего фигуративного и объективного. Нам остается идеальный квадрат холста 53,3 на 53,3 см и только игра цветных элементов на белом фоне с законами гравитации, динамики и пространства, — рассказывает Ольга Клип.
Хелена Ньюмэн, соруководитель отдела импрессионизма и искусства модернизма в Sotheby’s, назвала эту картину удачей для коллекционеров, которые ищут иконы абстрактного искусства ХХ века.
Хаим Сутин: «Маленький кондитер» за 18 млн долларов
Фрагмент картины Хаима Сутина «Маленький кондитер» Изображение с сайта christies.com
Фрагмент картины Хаима Сутина «Маленький кондитер» Изображение с сайта christies.com
В 2013 году картина французского художника белорусского происхождения Хаима Сутина «Маленький кондитер» была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 18 миллионов долларов. Столь высокую стоимость работы объясняет журналист Юрий Абдурахманов. Сейчас он читает цикл лекций на Радио "Культура" о Сутине и других художниках Парижской школы.
— «Кондитер» сыграл решающую роль в художественной карьере Сутина. Именно этот портрет вызвал восхищение американского коллекционера А. Барнса, который в итоге купил полсотни работ Сутина.
Французский коллекционер и арт-дилер Поль Гийом (1891 — 1934 гг.), например, так описывал «Кондитера из Сере»: «…необычайный, завораживающий, с огромным великолепным ухом… Шедевр!».
По словам Юрия Абдурахманова, Сутин часто выполнял серию полотен на заинтересовавший его сюжет. «Кондитер» не стал исключением, художник возвращался к этой теме шесть раз.
— В Музее Оранжери в Париже хранится один из сутинских «Кондитеров», чьи черты, как это всегда бывает у Сутина, деформированы и преувеличены, что придает портрету необычайную экспрессивность. Владение Сутиным оттенками белого и красного цветов в этом портрете достигает необычайной силы и мощи, — рассказывает об исключительности работы Юрий Абдурахманов.
Под влиянием абстрактного искусства о Сутине во второй половине ХХ века забыли, но начиная с 2001 года котировки его живописи на мировом арт-рынке резко взлетели. За последние 15 лет более тридцати его картин преодолели символический порог в миллион долларов.
— Не думаю, что это связано с модой: Сутин всегда был вне моды. Его живопись слишком сильна и экспрессивна, чтобы нравиться всем. Она переполнена мучительным чувством и необычайной энергетикой.
Востребованность картины исследователь объяснил тем, что экспрессионизм вновь все больше привлекает к себе внимание как художников, так и любителей искусства и коллекционеров. И вдобавок несмотря на то, что Сутин нашел свой собственный путь в искусстве, он является одним из последних продолжателей великих художников прошлого — Рембрандта, Милле и Курбе.
На стоимость влияет и конъюнктура арт-рынка. Аукционные дома ищут возможность поднять уровень своих продаж и четко реагируют на спрос.
— Скорее всего, по инерции продаются еще полотна Поллока и Уорхола, но все четче проявляется новый тренд: спрос на искусство начала ХХ века. А там, прежде всего, три гиганта: Пикассо, Модильяни и Сутин. И вот последний, по целому ряду причин, долго оставался в тени. Даже Шагал и Дали гораздо более известны и, что немаловажно, понятнее массовому зрителю. Наступает время Сутина. Человечество, наконец, доросло до понимания гения из Смиловичей. Думается, в ближайшее время цены на его картины будут только расти.

16-11-2018, 17:23






Дивизионы

{category_menu}

Команды

{similar}

Поиск клуба