Будет полезно




Поистине неповторимый след оставил глава семьи, один из основателей оперного искусства в Узбекистане Карим Закиров. Проходят годы, но тем не менее не уменьшается любовь поклонников эстрадного искусства к творческому наследию великого узбекского певца 20 века Батыра Закирова. Самые добрые слова можно сказать о первой исполнительнице знаменитой песни «Наманганские яблоки» и многих других популярных песен Луизе Закировой. Прекрасно пел и рано ушедший из жизни Науфаль Закиров. Уже многие годы удивляет и восхищает любителей эстрады народный артист Узбекистана, неизменный руководитель любимого в народе ансамбля «Ялла» Фаррух Закиров. Продолжает свою творческую деятельность и младший брат Равшан Закиров.

Музыкально-артистическая династия Закировых.

Карим Закиров.

Батыр Закиров родился в Москве, в семье профессиональных музыкантов. Отец его — оперный певец-баритон Карим Закиров, в дальнейшем народный артист Узбекской ССР (1939) и солист Узбекского Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои. Мать — Шоиста Саидова — также певица, исполнительница народных песен, в дальнейшем солистка Ташкентского музыкального театра драмы и комедии имени Мукими. Они познакомились во время учёбы в Московской консерватории, поженились и вскоре у них родился первенец — Батыр. Он вырос в гостеприимном доме, который часто посещали ведущие узбекские артисты и певцы того времени. Атмосфера искусства и творчества питала всех детей в семье с ранних лет. Так сформировалась в Ташкенте музыкально-артистическая династия Закировых.

Шоиста Закирова.

После восьмилетки Батыр поступает на подготовительное отделение Ташкентской консерватории, окончив которое, становится студентом по классу вокала. Однако обнаруженный туберкулез лёгких вынуждает оставить музыкальное образование и Закиров поступает на режиссёрский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского. Несмотря на тяжёлый недуг, он продолжает петь, в 1956 году приняв участие в создании первого эстрадного коллектива в Узбекистане — молодёжного ансамбля «Юность», в составе которого приезжает на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957). Там впервые в его исполнении прозвучала песня на арабском языке «О светоч грёз моих (Арабское танго)», под вторым своим названием ставшая очень известной и популярной в СССР. Аранжировку песни сделал Ян Френкель. Вскоре Закиров возглавляет только что созданный Эстрадный оркестр Узбекистана, дирижёром которого стал Александр Двоскин. Кроме Батыра солистами в оркестре работают его сестра Луиза, а также Эльмира Уразбаева.

Батыр Закиров.

С конца 1950-х певец становится популярным в СССР исполнителем песен различного жанра — это оперные арии, узбекские народные песни, песни советских композиторов и зарубежные шлягеры, исполняемые практически всегда на языке оригинала. Он поёт азербайджанские, иранские, афганские, турецкие, индийские, греческие, итальянские, испанские, французские песни. Тут кстати можно слушать Узбекский Песня..

В 1963 году болезнь обострилась и Закирову в Москве делают тяжёлую, но успешную операцию (было удалено одно легкое). Врачи не рекомендуют ему петь ещё хотя бы два года и период вынужденного молчания не был потрачен зря. Он отредактировал для печати свои ранние стихи, придумал цикл сказок для детских журналов. Его перу принадлежат переводы на узбекский язык «Тени» Евгения Шварца и «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. На Республиканском радио Батыр совместно с женой — актрисой Эркли Маликбаевой — осуществил инсценировку этой сказки. Три дня велась запись в большой студии радио. Роль Маленького принца сыграла супруга. От автора говорил Обид Юнусов, а все остальные роли —- Баобаба, Лиса, Звездочёта и другие — озвучил Батыр.

Батыр и Луиза Закировы.

Триумфальное выступление
В 1965 году Батыру Закирову было присвоено звание Народного артиста Узбекской ССР. После периода реабилитации он вновь начинает выступать с концертами. Регулярно записываются пластинки с новыми песнями. Летом 1966 года Батыр Закиров с триумфом выступает на сцене в знаменитой парижской «Олимпии» во Франции. В 1968 году участвует в съёмках новогоднего музыкального фильма «Похищение», где совместно со своей сестрой Луизой исполняет «Песню о счастье».

В 1972 году он стал художественным руководителем организованного им Ташкентского мюзик-холла (одновременно — режиссёром и ведущим солистом), где продолжил работу по соединению восточного фольклора с современными эстрадными веяниями. Самым известным плодом совместного творчества коллектива стал мюзикл «Путешествие Синдбада-морехода», сценарий которого был написан Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом, а постановку осуществил Закиров совместно с Захаровым. Художником спектакля был Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Мюзикл имел большой успех, но к сожалению так и не был заснят на киноплёнку. Не было и пластинки. Группа активно гастролировала, однако отсутствие собственной сценической площадки, финансовые и организационные трудности привели к тому, что в 1979 году Ташкентский мюзик-холл был расформирован (последний концерт состоялся в Иркутске годом раньше. После этого Закиров стал выступать с программами в сопровождении ансамбля «Ялла», которым руководил его брат Фаррух.

Певец был талантлив и во многих других областях творчества. Узбекские литературные журналы охотно печатали стихи, рассказы и очерки Закирова. Он хорошо рисовал. В 1980 году кинорежиссер Эльер Ишмухамедов начал работу над многосерийным фильмом «Юность гения» о детских и юношеских годах Авиценны, пригласив на главные роли Закировых: Батыра — сыграть отца, а его старшего сына Бахтияра — на роль Авиценны.
В 1982 году певец снялся в телефильме «Огненные дороги» о Хамзе Ниязи (в роли Рабиндраната Тагора). В конце 1984 года состояние здоровья Батыра Закирова резко ухудшилось. Врачи поставили неутешительный диагноз — цирроз печени в последней стадии. Лечение на этот раз не дало результата. Народный артист умер 23 января 1985 года в ташкентской больнице и был похоронен на Чигатайском мемориальном кладбище.

Указом Президента Узбекистана Ислама Каримова (2000) Батыр Закиров посмертно награжден орденом «За выдающиеся заслуги» (узб. Буюк хизматлари учун).

Батыр Закиров был женат дважды. От первого брака с актрисой Эркли Маликбаевой, с которой он прожил 16 лет, у него было два сына: Бахтияр и Баходыр. После развода в 1974 году он вскоре встретил артистку балета Галину, с которой связал всю последующую жизнь. В 1976 году у них родилась дочь Рухшана.
 
Луиза Закирова.

Вспоминает Луиза Закирова (сестра Батыра Закирова):
«Узбекский Азнавур». Я пел по-французски с узбекским акцентом…
Батыра Закирова знали далеко за пределами Узбекистана, ему всегда удавалось собирать полные залы – в какой бы стране он ни выступал. В начале 60-х первый создатель мюзик-холла в Москве Конников пригласил на гастроли во Францию Батыра Закирова, Муслима Магамаева, Галину Мирошниченко и Николая Сличенко. Позже, когда Николай Сличенко приезжал на гастроли в Ташкент, он рассказывал мне, что Конников во время гастролей во Францию планировал сделать ставку именно на молодого Муслима Магамаева, но вышло иначе, после первого же концерта в знаменитом парижском концертном зале «Олимпия» внимание французской публики переключилось на Батыра Закирова. Отдавая дань таланту Батыра Закирова, французские газеты отмечали, что, оказывается, и в СССР есть свой «русский Шарль Азнавур».

На следующий день, когда Батыр исполнил на французском языке узбекскую песню «Ёр, кел» («Приди, любимая») композитора Икрома Акбарова, французы узнали, что есть и такая национальная республика, как Узбекистан, и на этот раз уже назвали Батыра «узбекским Азнавуром»… А сам Батыр после гастролей говорил: «Я пел по-французски с узбекским акцентом».

Вот так своим соловьиным голосом Батыр Закиров покорил Европейский Олимп и прославил Узбекистан на весь мир… Действительно, шутка ли: дважды подниматься на сцену парижского театра «Олимпия», выступать с которой почитали за честь лучшие певцы мира.

Декада узбекского искусства в Венгрии

Для поездки в Венгрию нас разделили на правительственную делегацию и простую. Естественно, мы вошли в правительственную. Наша концертная программа оказалась очень разнообразной. Это была вторая наша поездка, и мы с Батыром уже приблизительно представляли вкусы венгерской аудитории.

За десять дней мы стали чрезвычайно популярны в Венгрии, нас узнавали и очень теплопринимали на любой площадке. После каждого концерта из залавыносили огромную корзину цветов и ставили напротив понравившегося исполнителя, ипостоянно она оказывалась между нами с Батыром – нам даже было неловко перед именитыми узбекскими артистами. Да и они не скрывали своей зависти…

Сюрприз для московского «Голубого огонька»

В советские времена было практически невозможно достать пластинки с зарубежной эстрадой, поэтому Батыр каждый раз привозил с гастролей несколько новых дисков. Однажды, вернувшись из Парижа, он привез пластинку Энрико Масиаса (Enrico Macias) и поставил мне одну из его песен «Lesfilles demon pays» («Девушки моей страны»). Я была в диком восторге! В его голосе звучало что-то восточное, даже арабское... Позже мы узнали настоящее имя Энрико Масиаса— Гастон Гренассиа (фр. Gaston Ghrenassia). Оказалось, он родом из алжирского города Константина, его отец Сильван Гренассиа (фр.Sylvain Ghrenassia) был скрипачом в знаменитом оркестре Шейка Раймонда. В начале 60-х годов Сильваин с семьей эмигрировал во Францию, где и раскрылся талант молодого Энрико. Батыр Закиров впервые исполнил его «Lesfilles demоn pays» 7 ноября 1967 года на «Голубом огоньке». В его исполнении она стала безумно популярна во всем Союзе.

Бойкот телевидения

Как-то в предновогодние дни, нас пригласили на специальную праздничную передачу. Ведущим программы были Джамшид Закиров и его жена Гавхар. Как-никак, Новый год – мы с Батыром решили исполнить лучшие песни из нашего репертуара. В то время и на телевидении была специальная комиссия, от которой зависело, покажут нас в эфире или нет. Как нам потом рассказывали, на следующий день состоялось заседание этой комиссии, на котором один из главных чиновников открыто выразил свою неприязнь в отношении Закировых, начиная с Батыра и заканчивая Джамшидом, мол, не слишком ли мы их превозносим?

Никто не поддержал его, но, несмотря на это чиновник пошел дальше – самовольно, не согласуя с нами, заменил песню Батыра на старую, которую тот исполнял уже несколько лет, а мой номер и вовсе снял с программы. Эти коррективы сильно задели нас, Батыр даже заболел на нервной почве. Хамское поведение чиновника стало поводом для бойкота – мы приостановили свои выступления на ТВ, отказывались от участия в концертных программах. В конце концов, они поняли, что допустили большую ошибку, чиновника сняли, пришли новые люди, но мы продолжали бойкот. Я после этого так ни разу и не появилась на экране.

Песня, которой очень дорожил Батыр

Когда мы впервые услышали знаменитую иранскую певицу Гугуш, мы были потрясены! Батыр сразу загорелся идеей исполнить что-нибудь иранское. И вскоре он нашел потрясающую композицию «Мароби бус» («Поцелуй меня»), которую написал в тюрьме один малоизвестный иранский певец для своей возлюбленной. Первоначально она звучала под простой гитарный аккомпанемент, но после аранжировки и в исполнении Батыра раскрылась и зазвучала совсем по-другому – ярче и мелодичнее. Помню, тогда заново открыла для себя Батыра... он просто возродил «Мароби бус», сделав из нее настоящую балладу. С годами она стала ему очень дорога, он редко ее исполнял, каждый раз подолгу настраиваясь, чтобы полностью прочувствовать, погрузиться в ее мир.

Новая глава в истории узбекской эстрады. Ташкентский мюзик-холл

Первый мюзик-холл был открыт в Москве, второй в Ленинграде, третий – в Киеве, а четвертый, по инициативе Батыра Закирова, был создан в Ташкенте в 1972. Открытие мюзик-холла в Ташкенте многих удивило – это был своего рода прогресс по тем временам. Помню, когда впервые услышала от него эту идею, поначалу растерялась – как мюзик-холл? В Ташкенте? Батыр увлеченно рассказывал о перспективе мюзик-холла, впитывающего в себя все жанры искусства и новые тенденции. Что это будет похоже на театрализованное обозрение, в котором найдется место всем: солистам, акробатам, дарбозам, кукловодам, артистам жанра «аския», исполнителям классики, современным эстрадным и оперным певцам...

Батыр Закиров и его мать Шоиста Закирова.

Представьте себе, буквально за два месяца мы выпустили программу. В считанные дни он со своим помощником сделал основные наброски сценарного плана. Помимо актерских, режиссерских, и администраторских способностей, Батыр продемонстрировали свой художественный талант – по его эскизам было создано несколько костюмов главных героев.

Я помогала формировать репертуар и ансамбль. Первоначально в труппу«Мюзик-холла» входили известные солисты, артисты циркового жанра, актеры-кукловоды, акробаты, балетная труппа –всего 70 человек. В разные годы вместе с нами работали братья Навфал, Фаррух и Равшан Закировы, известные певцы Эсон Кандов, Наталья Нурмухамедова, Владимир Саркисянц, Лариса Кандалова, Юнус Тураев, конферансье Маргарита Хонг и Владимир Лапин, артисты различных жанров искусства: Андрей Петровец, Юрий Макарашвили, Александр Боленко, Андрей Рябинин, Евгений Вишневский, Инна Горлина, Галина Закирова, Одил Камолхужаев и многие другие.

Представители третьего поколения династии Закировых: Рухшана Закирова (дочь Батыра Закирова), Наргиз Закирова и Саид Закиров (сын Фарруха Закирова).

Для формирования программы концерта, Батыр пригласил в Ташкент маститого режиссера-сценариста того времени Марка Анатольевича Захарова и ведущего актера Московского театра сатиры Анатоля Александровича Ширвиндта, которые на основе уже имеющейся идеи Батыра Закирова создали сценарий программы мюзикла под названием «Путешествие Синдбада Морехода». Программа мюзикла состояла из двух отделений –«Восточный базар, или Восточная сказка» и «Ташкентская свадьба». Представление открывала живописная картина шумного, пестрого восточного базара. На фоне торжественных призывов дойры свои номера демонстрировали жонглеры, канатоходцы и силачи.

Для участия во втором отделении спектакля в качестве гостя был приглашен Владимир Высоцкий. Володя был близким другом Батыра и часто гостил у него, когда бывал в Ташкенте, он любил наш «Мюзик-холл» и часто выступал на концертах. Кроме него с нами выступали Ирина Понаровская, ВИА «Поющие гитары», «Ялла», «Наво», ансамбль «Алан» Северной Осетии и другие известные коллективы.

О том, как я стала ведущей «Мюзик-холла»

Когда программа «Мюзик-холла» принималась комиссией Минкультуры республики, встал вопрос о ведущем – в проект был нужен опытный и талантливый конферансье. Кроме того, по требованию министра, он должен был быть представителем титульной нации. Рассматривали самые разные кандидатуры, но Батыру было сложно угодить, многие из тех, кто подходил, порой не выдерживали его требованийи покидали проект. С некоторыми ведущими Батыр работал месяцами, но результатов не было. И тогда министр предложил кандидатуру известной танцовщицы Малики Ахмедовой.

30-06-2017, 10:05

История других клубов
  • Популярная нынче музыкальная группа
  • Культовый певец южных народов
  • ФК Ильичёвец - история и достижения
  • Популярный казахский актер и певец
  • ФК Ворскла - история и достижения






  • Поиск клуба